Содержание материала

Рассмотрим рациональный режим работы ГРЭС с разнотипным оборудованием. Установленная мощность ГРЭС — 1240 МВт. На электростанции установлено четыре моноблока единичной мощностью 160 МВт, состоящих из котлов ТГМ-94 и турбин К-160-130 ПОАТ ХТЗ, и два дубль-блока мощностью 300 МВт, состоящих каждый из двухкорпусного котла ПК-41 и турбины К-300-240 ПО ЛМЗ. Пусковые схемы энергоблоков 160 МВт двухбайпасные, а энергоблоков 300 МВт — однобайпасные.
Энергоблоки 160 МВт надежно работают в диапазоне нагрузок от номинальной до 30 МВт, а энергоблоки 300 МВт на двух корпусах могут разгружаться до 120 МВт, а на одном корпусе — до 90—80 МВт. Переход энергоблоков 160 МВт с максимальной на минимальную нагрузку осуществляется за 60—80 мин, а с минимальной на максимальную — за 50—60 мин. Продолжительность перевода энергоблоков 300 МВт с номинальной на минимальную нагрузку несколько больше и составляет 90—110 мин, а с минимальной на максимальную 80—90 мин. Анализ суточных графиков нагрузок энергосистем в европейской части СССР показывает, что указанные скорости разгрузок энергоблоков практически совпадают, а в некоторых случаях и меньше продолжительности спада и подъема нагрузки ГРЭС по диспетчерскому графику, что позволяет последовательно или параллельно разгружать и нагружать энергоблоки.
В целях выявления рациональных способов прохождения ГРЭС минимумов нагрузок было разработано пять наиболее перспективных вариантов прохождения нагрузок в рабочие и выходные дни, в осенне-зимний и летний периоды.
В I варианте прохождения ГРЭС минимумов нагрузок в осенне-зимний период предусматривается разгрузка всех энергоблоков 160 МВт без остановов, но с остановом по одному корпусу в энергоблоках 300 МВт.
Во II варианте заложено четыре останова на провалы графика нагрузки и последующих пусков энергоблоков: три останова энергоблоков 160 МВт (соответственно на 8, 20 и 53 ч) и один останов на 55 ч энергоблока 300 МВт. Благодаря остановам энергоблоков значительно повышена средняя их нагрузка, а продолжительность работы энергоблоков с нагрузкой 50% номинального значения и ниже сокращена по сравнению с I вариантом с 240 до 41,5 ч для энергоблоков 160 МВт и со 120 до 0 ч для энергоблоков 300 МВт.
В III варианте увеличено количество остановов и последующих пусков энергоблоков 160 МВт до четырех (два на 8 ч, один на 20 ч и один на 52 ч), а вместо останова одного из энергоблоков 300 МВт предусмотрен останов по одному корпусу в каждом энергоблоке. Продолжительность работы энергоблоков с нагрузкой 50% номинального значения возросла для энергоблоков 160 МВт до 55 ч, а для энергоблоков 300 МВт — до 115 ч.
В IV варианте количество остановов и последующих пусков энергоблоков 160 МВт увеличено до семи и исключены остановы и пуски энергоблоков 300 МВт. Увеличение числа остановов энергоблоков на провалы графика нагрузки, естественно, повысило среднюю нагрузку энергоблоков, свело к 21 ч работу энергоблоков 160 МВт при нагрузке 50% номинального значения и ниже и полностью исключило работу энергоблоков 300 МВт с нагрузкой 50% номинальной.
В V варианте заложено максимальное количество остановов энергоблоков на провалы графика нагрузки и последующих пусков при росте нагрузки. Энергоблоки 160 МВт останавливаются и пускаются 10 раз, а энергоблоки 300 МВт— 1 раз. Средняя нагрузка на работающих энергоблоках еще больше возросла.
На рис. 6.4 приведено сравнение потерь топлива на пуски энергоблоков 160 и 300 МВт после простоя различной продолжительности, т. е. при пусках из различных тепловых состояний и пережоге топлива, вызванного работой энергоблоков с нагрузкой ниже номинальной на 16,5; 20; 25; 33 и 50%, а именно работой шести энергоблоков с нагрузкой каждый по 83,3% номинального значения вместо работы пяти энергоблоков с номинальной нагрузкой, работой пяти энергоблоков с нагрузкой 80% номинального значения вместо работы четырех энергоблоков с номинальной нагрузкой и т. д. Из графика видно, что для энергоблоков 160 МВт пережог топлива вследствие работы энергоблоков с частичной нагрузкой вместо останова одного из энергоблоков для повышения нагрузки оставшихся в работе энергоблоков до номинальной уже через 2—3 ч превышает пусковую потерю топлива, и, следовательно, останов энергоблока становится, безусловно, выгодным.


Рис. 6.4. Номограмма для определения пережога топлива Δβ при работе энергоблоков 160 МВт (а) и 300 МВт (б) с нагрузкой ниже номинальной в сравнении с потерей топлива на пуск одного энергоблока Впуск:
1 — потери топлива из пуск энергоблока в зависимости от длительности его простоя:
2 — пережог топлива при работе шести энергоблоков с нагрузкой по 83% каждый вместо работы инти энергоблоков с номинальной нагрузкой; 3 — то же инти энергоблоков с нагрузкой по 80% каждый вместо работы четыре энергоблоков с номинальной нагрузкой; 4- то же четырех энергоблоков с нагрузкой по 75% каждый вместо работы трех энергоблоков с номинальной нагрузкой; 5 — то же трех энергоблоков с нагрузкой по 66.5% каждый вместо работы двух энергоблоков с номинальной нагрузкой; 6 - то же двух энергоблоков с нагрузкой но 50% каждый вместо работы одного энергоблока с номинальной нагрузкой; 7- то же двух дубль-блоков с нагрузкой по 50% каждый на одном корпусе котла вместо работы одного энергоблока с номинальной нагрузкой; 8 — то же, но с учетом пусковых потерь на растопку двух корпусов (по одному на энергоблок), I и II — останов энергоблока соответственно невыгоден и выгоден

Для энергоблоков 300 МВт потеря топлива на пуски становится меньше пережога топлива при работе шести — двух энергоблоков соответственно с нагрузкой 16,5; 20; 25; 33 и 50% вместо работы пяти — одного энергоблоков с номинальной нагрузкой только через 16,5—12,5 ч. Это объясняется как более пологой зависимостью by = f{Ni) для энергоблоков 300 МВт, чем для энергоблоков 160 МВт, так и значительно большими, почти в 4 раза абсолютно и в 2 раза относительно, пусковыми потерями топлива. Однако при переводе дубль-блоков на работу с одним корпусом котла экономичность энергоблоков несколько падает, и уже через 7 ч работы пережог топлива превышает пусковую потерю, даже без учета расхода топлива на пуск остановленных корпусов (по одному в двух энергоблоках) Если же учесть еще расход топлива на пуски остановленных корпусов, то из графика видно (линия 8, рис. 6.4), что такой режим абсолютно невыгоден.

Рис. 6.5. Оптимальные варианты прохождения графика нагрузки ГРЭС установленной мощностью 1240 МВт с энергоблоками 160 и 300 МВт: а график нагрузки ГРЭС в осенне-зимний (/) и в летний (//) периоды; б — график нагрузки энергоблоков в осенне-зимний период; в — то же в летний период; 1—6 — номера энергоблоков, причем 5 и 6- энергоблоки мощностью 300 МВт, а —4 160 МВт

Анализ прохождения минимумов нагрузок ГРЭС по различным вариантам, рассмотренным выше, показывает, что экономичность работы ГРЭС существенно зависит от комбинации включенного оборудования. При провалах графика нагрузки на праздничные и нерабочие дни и даже на ночь в рабочие дни целесообразно останавливать часть менее экономичных энергоблоков.


Рис. 6.6. Оптимальные варианты прохождения графика нагрузки ГРЭС установленной мощностью 1240 МВт  с энергоблоками 160 и 300 МВт: а график нагрузки ГРЭС в осенне-зимний (/) и в летний (П) периоды; б и в — графики нагрузки энергоблоков в осенне-зимний период; г — то же в летний период (остальные обозначения см. на рис. 6.5)

Оптимальными режимами работы ГРЭС при прохождении графика нагрузки следует считать для нерабочих и праздничных дней в зимнее время вариант V, в летнее вариант II (рис. 6.5), а для рабочих суток в зимнее время варианты III и IV, а в летнее время вариант I (рис. 6.6).
Для выполнения этих вариантов необходимо в течение года выполнить 806 пусков энергоблоков мощностью 160 МВт, из них: 650 пусков после останова на ночь, 52 пуска после останова на 16—20 ч, 26 пусков после останова на 28—36 ч, 52 пуска после останова на 40—44 ч и 26 пусков после останова на 52— 60 ч, а также 52 пуска энергоблоков 300 МВт после останова на 52 60 ч.