Содержание материала

В соответствии с требованиями, предъявленными к маневренности энергоблоков, пусковые схемы должны обеспечивать возможность пуска блока из любого теплового состояния котла, паропроводов и турбины без ущерба для надежности оборудования, минимальную продолжительность пуска, а также минимальные потери топлива, теплоты и конденсата при оптимальных условиях прогрева элементов котла, паропроводов и турбины, сохранение водного режима при пуске блоков в соответствии с установленными нормами, предельное упрощение операций при пусках энергоблока, а также унификацию программ автоматического управления, возможность удержания энергоблока в работе при сбросе нагрузки до холостого хода или собственных нужд, ремонт одного из котлов дубль-блока при работе турбины и второго котла.
Применение в мощных энергоблоках, рассчитанных на сверхкритические параметры пара, прямоточных котлов предъявляет к пусковым схемам специфические требования для обеспечения надежного гидравлического и температурного режимов парообразующих поверхностей нагрева. На всех котлах таких блоков массовые скорости среды в топочных экранах выбираются применительно к номинальному режиму работы, при этом растопочная нагрузка котла определяется расчетным путем с учетом массовой скорости среды в экранах, которая составляет 500 кг/(м2-с) [151). Как правило, растопочная нагрузка принимается равной 30% номинальной, что определяет пропускную способность сбросных трубопроводов и других устройств пусковой схемы. При всех нагрузках и режимах котла пусковая схема должна поддерживать в топочных экранах давление среды, близкое к расчетному. Для создания оптимальных условий пуска турбин пусковые схемы должны обеспечивать возможность получения стартовой температуры свежего пара и пара промежуточного перегрева, соответствующей температуре металла цилиндров высокого и среднего давлений (ЦВД и ЦСД).
Важным условием также является обеспечение плавного регулирования температуры свежего пара и пара промежуточного перегрева. Как известно, наилучшие условия прогрева паровпускных частей турбины создаются при подводе пара в турбину по всей окружности сопл. При дроссельном регулировании такой подвод обеспечивается любым частичным открытием дроссельных клапанов, при сопловом - только полным открытием регулирующих клапанов. Поэтому для турбин с сопловым регулированием пусковые схемы должны обеспечивать полное открытие регулирующих клапанов к моменту достижения номинальной скорости вращения ротора турбогенератора или после включения турбогенератора в сеть.
К пусковым схемам предъявляются требования удержания энергоблоков в работе при сбросе нагрузки до холостого хода. Для всех энергоблоков в этом режиме предусматривается перевод котлов на растопочную нагрузку, включение системы байпасирования турбины и сброс через нее излишков пара в конденсатор, при этом пусковые схемы должны сохранять возможность подачи пара соответствующих параметров в общестанционный паровой коллектор собственных нужд. Пусковые схемы энергоблоков сверхкритического давления должны также обеспечивать снижение давления пара до 16 МПа при сохранении номинальной температуры пара во избежание чрезмерных термических напряжений в паровпускных частях турбины.
Накопленный в СССР опыт эксплуатации установок [12, 53, 55, 57, 61, 66, 152] показывает, что перечисленным выше техническим требованиям в наибольшей степени удовлетворяет пусковая схема со встроенным сепаратором. В такой схеме [20, 77] в перегревательной части котла устанавливается ВЗ, перед которой присоединяется трубопровод с дроссельными клапанами Д-1. С помощью этих клапанов в тракте котла до ВЗ в течение всего пуска поддерживается номинальное давление, что в совокупности с 30%-ным растопочным расходом питательной воды обеспечивает надежность гидравлического и температурного режимов поверхностей нагрева до ВЗ. Вода из сепараторов сбрасывается в растопочный расширитель. Встроенные сепараторы устанавливают на каждом регулируемом потоке котла и рассчитывают их на рабочее давление. Учитывая центробежно-пленочный эффект сепарации, принимают их сечение практически таким же, как и у соединительных трубопроводов.
Основной особенностью режима схемы со встроенным сепаратором является низкий, первоначально устанавливаемый уровень расхода топлива (примерно 10—15% номинального), постепенно увеличивающийся по мере разворота и нагружения турбины. Из-за низкой температуры газов на выходе из топки (450—500 ° С) можно обеспечить надежный температурный режим выходной части перегревателя при пуске энергоблока из неостывшего и горячего состояний. В первый период такого пуска перегревательный тракт отсекается с помощью отключающих задвижек на главных паропроводах и присоединенных к ним пускосбросных устройств. Весь растопочный расход среды при этом сбрасывается из встроенных сепараторов, поэтому исключается попадание воды в неостывшие камеры перегревателя и паропроводы. При повышении давления во встроенном сепараторе до определенного значения, характеризующегося степенью сухости поступающей в него пароводяной смеси (х = 0,1 -0,15), постепенно открываются ПСБУ и пар из сепаратора отводится в перегревательный тракт.
Таким образом, перегревательный тракт охлаждается паром еще при низком расходе топлива, увеличение которого проводится лишь после открытия ПСБУ Промежуточный пароперегреватель в таких схемах располагается в зоне умеренных температур газов до 600° С, а в пусковых режимах остается неохлажденным. За счет таких технологических особенностей схема со встроенным сепаратором обеспечивает пуск энергоблока из всех исходных тепловых состояний.

Вследствие высокой надежности элементов энергооборудования при пусках энергоблоков из различных тепловых состояний в сочетании с дополнительной экономичностью пусковых режимов, а также с возможностью удержания энергоблока в работе при сбросе нагрузки до холостого хода или собственных нужд пусковые схемы со встроенным сепаратором используются на всех энергоблоках.
Основное оборудование и типовые пусковые схемы мощных энергоблоков на сверхкритические параметры пара ориентированы на режим, при котором регулирование графика нагрузки энергосистем осуществляется преимущественно путем изменения нагрузки энергоблоков в пределах их регулировочного диапазона. Когда глубина провала электрической нагрузки не позволяет ограничиться разгрузкой энергоблоков, допускаются остановы их на ночь, а также в резерв на нерабочие дни. Поэтому для повышения маневренности при последующем пуске и нагружении энергоблоков турбины оснащены эффективными системами обогрева фланцев и шпилек, а паропроводы, стопорные клапаны, перепускные трубы и корпуса цилиндров турбин изолированы по методу напыления асбеста с перлитом.
К основным узлам пусковых схем энергоблоков относятся следующие: конденсатный тракт низкого давления, деаэратор и питательный тракт, пусковой узел и сбросные трубопроводы, главные паропроводы и пускосбросные устройства, система промперегрева, растопочный расширитель с трубопроводами отвода воды и пара, система трубопроводов пара собственных нужд блока, устройства для регулирования температуры свежего пара и пара промежуточного перегрева.