Стартовая >> Архив >> Генерация >> Результаты испытаний котла ТГМП-314 ТЭЦ-23 после реконструкции

Результаты испытаний котла ТГМП-314 ТЭЦ-23 после реконструкции

Енякин Ю. П., Зройчиков Н. А.,   Глускер Б. Н.,   Галас И. В., Цыпкин Ю. М., Зарецкий В. 3., Енякин Б. П., Носов Б. Н., Чупров В. В., Аничков С. Н., Верещетин В. А.

Эксплуатация котлов ТГМП-314Ц с циклонными предтопками выявила ряд серьезных недостатков по сравнению с котлами, оборудованными горел очными устройствами. Котлы ТГМП-314Ц имеют большие расходы электрической энергии на собственные нужды из-за высокого аэродинамического сопротивления предтопков, выбросы оксидов азота в 2 - 3 раза выше, проигрывают по надежности работы поверхностей нагрева. Поэтому в последние годы ТЭЦ-23 АО Мосэнерго планомерно ведет работы по реконструкции этих котлов.

Котел ТГМП-314Ц предназначен для сжигания природного газа и мазута. Котел однокорпусный, прямоточный на сверхкритические параметры пара с промперегревом, выполнен по П-образной компоновке, не газоплотный, под разрежением.
Топочная камера призматическая, открытого типа, на выходе из которой расположен вертикальный ширмовый пароперегреватель.
В конвективном (опускном) газоходе последовательно размещены пароперегреватель высокого давления, пароперегреватель низкого давления, водяной экономайзер.
Схема расположения горелок
Рис. 1. Схема расположения горелок (1), сопл вторичного дутья (2) и вставок в экранах НРЧ, вставки соответственно фронтового и правого бокового (3) и тыльного и левого бокового (4) экранов

В топке котла на фронтовой и задней стенах встречно, в два яруса, взамен четырех циклонных предтопков установлены 16 горелок типа ГМВИг(Ш)-50 конструкции ТКЗ - ВТИ. Расстояние между ярусами горелок примерно 3 м.
Ступенчатое сжигание газа для снижения выбросов ΝΟΛ осуществляется за счет подачи 30 - 35% воздуха через 16 сопл вторичного дутья, смонтированных встречно на фронтовой и задней стенах топки. Расстояние между соплами и верхним ярусом горелок примерно 4 м. Схема установки горелок и сопл вторичного дутья показана на рис. 1.
При работе на газе в горелки по проекту должно поступать 15% газов рециркуляции. При сжигании мазута главным мероприятием по уменьшению выбросов ΝΟх являются рециркуляция 18 - 20% продуктов сгорания через горелки и конструкция самих горелок, обеспечивающая ступенчатое сжигание топлива на горизонтальном участке факела.
При работе котла на мазуте подача воздуха в сопла вторичного дутья по проекту должна прекращаться, а для охлаждения сопл в них через четыре перемычки диаметром 400 мм предусмотрен подвод части дымовых газов рециркуляции.
Тракт рециркуляции дымовых газов выполнен по двухниточной схеме и оснащен двумя ДРГ. В тракте предусмотрена перемычка для работы котла при одном отключенном дымососе рециркуляции газов. В случае выхода из строя обоих ДРГ в горелки вместо газов рециркуляции можно подать воздух через две перемычки диаметром 1000 мм.
В объем реконструкции котла согласно проекту, кроме установки новых горелок, монтажа сопл вторичного дутья, замены ДРГ на более мощные входили: уменьшение поверхности пароперегревателя низкого давления первой ступени, выполнение независимого регулирования расхода впрыска на каждый подпоток промперегревателя, увеличение поверхности водяного экономайзера, перенос встроенной задвижки (ВЗ). Последние четыре мероприятия не были выполнены.

Горелка ТКЗ - ВТИ рассчитана на раздельное сжигание газа и мазута, но допускается кратковременная работа на двух видах топлива при переходе  с одного вида топлива на другой (рис. 2). Конструкция горелки выполнена с индивидуальным подводом воздуха и газов рециркуляции.
Подвод природного газа в горелку осуществляется по двойной схеме:
в центральную часть - по кольцевому каналу через конический насадок с отверстиями;
в среднюю часть - через входной коллектор с раздачей по газовым трубам, размещенным в канале, расположенном между внутренним воздушным каналом и каналом газов рециркуляции.
Канал газов рециркуляции расположен между каналом газораздающих трубок и периферийным воздушным каналом. В центральной трубе установлены запальник, мазутная паромеханическая форсунка и гляделка визуального наблюдения. Горелка снабжена датчиком селективного контроля факела. Воздух в горелке движется по трем каналам: центральному, внутреннему, периферийному. По центральному каналу воздух поступает прямотоком. Внутренний и периферийный потоки закручиваются аксиальными лопаточными аппаратами. Дымовые газы рециркуляции подаются в топку прямотоком.
Перед испытаниями персоналом ТЭЦ совместно с Мосэнергоналадкой и ОРГРЭС дополнительно к штатным измерениям была смонтирована система экспериментального контроля с установкой необходимых приборов. Все измерения и связанные с ними расчеты выполнялись в соответствии с [1,2].
Анализ продуктов сгорания в рассечке водяного экономайзера и за дымососами выполнялся немецким прибором Testo-33. Число Бахараха измерялось прибором ДАГ-16 отечественного производства.
Отбор проб дымовых газов для определения содержания в них бенз(а)пирена проводился в соответствии с [3]. Количественное определение содержания бенз(а)пирена проводилось в НПО "Тайфун" Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Измеренная концентрация оксидов азота в дымовых газах приводилась к нормативному значению коэффициента избытка воздуха 1,4. Пересчет концентрации оксидов азота на номинальную нагрузку котла производился согласно [4] по формуле

Исследование теплового режима поверхностей нагрева включало в себя определение температур, энтальпий, приращение энтальпий среды и тепло- восприятий в эксплуатационных и опытных режимах.
Газомазутная горелка ТКЗ
Рис. 2. Газомазутная горелка ТКЗ - ВТИ:
1, 2, 3 - воздух; 4 - газы рециркуляции; 5,6 - природный газ

Указанные параметры находились как для отдельных поверхностей нагрева, так и для двух частей пароводяного тракта высокого давления: парогенерирующего тракта до первого впрыска (ПГ) и пароперегревательного тракта (ПП).
Установленные опытные зависимости приращений энтальпий среды и воспринятых тепловых потоков свидетельствуют о надежном тепловом режиме как радиационных поверхностей нагрева, так и всего тракта ПГ.
Испытания также показали, что в проведенном диапазоне нагрузок (0,95 -:- 0,5)Dном во всех режимах поддерживаемые эксплуатационные соотношения "вода - топливо” обеспечивают состояние нагрева среды высокого давления в ВРЧ (на газе - 405-410°С, на мазуте - 410-:-420°С), выполняя условие получения надежного импульса для поддержания этого соотношения средствами САУ.
Приращения энтальпии пара и воспринятые потоки в ШПП и КПП высокого давления обеспечивают номинальный перегрев острого пара во всем проверенном диапазоне нагрузок блока. Перегрев выдерживается при включенном одном втором впрыске, теплосъем которого составляет всего 10-12ккал/кг на номинальной нагрузке и 15-17 ккал/кг при D = 0,5 DΗ0Μ. Суммарное приращение энтальпии среды пароперегревателя высокого давления, не превышающее 102 — 125 ккал/кг при работе на газе и 110 ккал/кг - на мазуте, дает основание рассмотреть вопрос об установке ВЗ перед ШПП, что значительно улучшит температурный режим пароперегревателя в пусковых режимах и позволит повысить маневренные характеристики блока.
Оценка относительных тепловосприятий ступеней пароперегревателя указывает на правильный выбор распределения поверхностей нагрева между КПП и ШПП, что обеспечивает допустимый температурный режим в каждой из этих поверхностей нагрева.

Графики зависимости приведенной концентрации оксидов азота от доли воздух
Рис. 3. Графики зависимости приведенной концентрации оксидов азота от доли воздуха, поступающего в сопла вторичного дутья, при Don = 0,9DHOM:

1 - топливо газ: r = 0%, аэк = 1,08 + 1,1, q3 = 0; 2 - топливо и газ: r = 6 -:- 8%; аэк = 1,08 + 1,09, q3 = 0; 3 - топливо мазут: r = 0%; а эк = 1,08 + 1,09, q3 = 0

Характеристики немодернизированного пароперегревателя низкого давления (КПП НД) при работе котла на мазуте и газе определялись при изменении в широком диапазоне параметров, влияющих на его работу.
Установлено, что расход воздуха через сопла вторичного дутья не влияет на тепловосприятие вторичного пароперегревателя. Это положение, отмеченное при работе котла на обоих видах топлива, представляется очень важным. Вторичное дутье эффективно сказывается на подавлении оксидов азота. При этом тепловой режим промперегревателя оказывается практически неизменным.
В то же время рециркуляция дымовых газов при работе на мазуте и газе и избыток воздуха при работе на мазуте существенно влияют на тепло- восприятие КПП НД. Например, при D = 0,9Dном и аопт/эк = 1,09 увеличение доли рециркуляции газов r с 2 до 16 - 17% приводит к повышению тепловосприятия вторичного пароперегревателя примерно на 11% как при работе на газе, так и на мазуте. Это, в свою очередь, влечет за собой увеличение расхода воды на аварийный впрыск, крайне нежелательного по обеспечению надежности температурного режима паропроводов за КПП НД первой ступени.
Наладчики и сотрудники станции пришли к выводу, что при сжигании газа и мазута проектная доля рециркуляции дымовых газов, полезная с точки зрения более глубокого подавления NOx, должна быть ограничена из-за возможного захолаживания гибов паропроводов за КПП НД питательной водой аварийного впрыска.
Экспериментальный материал подтвердил целесообразность реконструкции КПП НД и схемы регулирования температуры вторичного пара и позволяет рекомендовать следующее:
выполнение байпаса КПП НД первой ступени с расходом пара (0,15 -:- 0,2)DГПП;
сокращение поверхности КПП НД первой ступени на 10-15% за счет симметричной вырезки 1-1,5 петли змеевиков в каждом пакете;
выполнение независимого регулирования расходов впрыска на каждом подпотоке промперегревателя с установкой на каждом подпотоке регулирующего клапана.
Выбор оптимальных эксплуатационных топочных режимов при сжигании природного газа проведен в диапазоне нагрузок 614 - 930 т/ч.
Нижний предел обусловлен поддержанием давления газа за регулирующими клапанами при всех работающих горелках не менее 0,14 кгс/см2, принятого в эксплуатации, хотя по “срывным” характеристикам горелок давление газа может быть снижено. Максимальная нагрузка ограничивалась мощностью дымососов.
Основная задача первой серии испытаний заключалась в оценке влияния ступенчатого сжигания и рециркуляции дымовых газов на работу промежуточного пароперегревателя и концентрации оксидов азота в дымовых газах.
Для улучшения условий работы пароохладителей промперегревателя на нагрузке, близкой к номинальной, была уменьшена доля рециркуляции дымовых газов г до 6 : 8% (вместо 15% по проекту) с обеспечением надежного охлаждения каналов горелок.
На рис. 3 показаны графики зависимости приведенной концентрации оксидов азотана нагрузке примерно 0,9DHOM от доли воздуха, поступающего в сопла вторичного дутья. Коэффициент избытка воздуха в рассечке водяного экономайзера а"эк находился в пределах 1,08-1,10.
График позволяет оценить, что без применения средств подавлениясоставляет 307 мг/м3
(кривая 1). Ожидаемаяв пересчете по [4] на
номинальную нагрузку 980 т/ч будет близка к 360 мг/м3.
На однотипных котлах модели ТГМП-314, оборудованных горелками ТКЗ с такой же настенной компоновкой или горелками ТКЗ-ХФ ЦКБ-ВТИ с подовой компоновкой,в дымовых газах примерно в 2,5 - 3 раза выше.
При совместном использовании средств подавления образования оксидов азота (r = 6 -:- 8%, β = 32%, а" эк = 1,09) приведенная концентрация оксидов азота в уходящих газах котла в данной серии опытов была равна 98 мг/м3 (рис. 3, кривая 2). Работа промперегревателя и всех поверхностей нагрева не вызывала опасений.
После проведения поисковых испытаний были выбраны следующие режимы работы котла:
во всем рабочем диапазоне нагрузок шибера на подводах воздуха к соплам вторичного дутья открыты на 100% (δ = 100%, β = 32%);
на нагрузке, близкой к номинальной, доля рециркуляции дымовых газов не должна превышать 6 - 8%;
при уменьшении нагрузки степень открытия направляющих аппаратов ДРГ остается постоянной.
Установлено, что при указанных условиях, в диапазоне нагрузок котла 930 - 850 т/ч, оптимальный коэффициент избытка воздуха в рассечке водяного экономайзера, при котором гарантировано полное отсутствие продуктов химического недожога в уходящих газах, равен 1,08. С уменьшением нагрузкивозрастает и при D = 614 т/ч составляет 1,12.
На рис. 4 показан график зависимости приведенной концентрации оксидов азота в уходящих газах котла от нагрузки, построенный по результатам балансовых опытов приИз графика видно, что при D = 930 т/ч в режиме ступенчатого сжигания с r = 6 -:- 8%, β = 32% и а"опт/эк = 1,08 приведенная концентрация оксидов азота в уходящих газах котла составляет 95 мг/м3. При уменьшении нагрузкиснижается до 53 мг/м3 (r =14%, = 1,12).
Согласно оценке по [4] приведенная концентрация NOx при работе котла на номинальной нагрузке 980 т/ч не будет превышать 100 мг/м3, что ниже нормативного значения (125 мг/м3).
Испытания котла на мазуте проведены в диапазоне нагрузок 562-902 т/ч, при изменении давления топлива за регулирующими клапанами от 20 до 40 кгс/см2. Максимальная производительность котла ограничивалась пропускной способностью форсунок и влажностью мазута, которая составляла 10%.
После перевода котла на мазут, на нагрузке примерно 0,9Dном был организован проектный топочный режим с коэффициентом избытка воздуха в режимном сечении 1,09 (на выходе из топки примерно 1,05). Газы рециркуляции подавались в каналы горелок и в сопла вторичного дутья.
Из-за недостаточной пропускной способности перемычек, подводящих газы рециркуляции к распределительным коробам сопл вторичного дутья, был зафиксирован недопустимый нагрев сопл.

Рис. 4. График зависимости приведенной концентрации оксидов азота от нагрузки котла:
топливо газ,
Поэтому было принято вынужденное решение - охладить сопла вторичного дутья воздухом. Для определения необходимого расхода воздуха для
охлаждения сопл и исходнойбез применения средств подавления ΝΟх были поставлены специальные опыты, результаты которых показаны на рис. 3 (кривая 3).
Установлено, что подача в сопла вторичного дутья воздуха в количестве β = 7 -:- 8% (δ = 15%), идущего на горение, полностью решает проблему их охлаждения, абез применения средств подавления ΝΟх при D = 0,9Dном, и аэк = 1,09 равна 408 мг/м3 и в пересчете на номинальную нагрузку по [4] не превышает 460 мг/м3.
Горелочные устройства при сжигании мазута без применения средств подавления генерируют меньше в 2,5 - 3 раза оксидов азота, чем горелки других конструкций, установленные на аналогичных котлах.
В результате были выбраны следующие режимы работы котла:
во всем рабочем диапазоне нагрузок охлаждение сопл вторичного дутья осуществлять воздухом за счет открытия шиберов на подводах к распределительным коллекторам с δ = 15%, что соответствует расходу воздуха через сопла β = 7 -:- 8%;
газы рециркуляции подавать только в горелки;
ограничить долю рециркуляции дымовых газов на нагрузке 0,9DΗΟΜ и выше на уровне 6% (вместо 18% по проекту);
при нагрузке D < 0,9Dном загрузку ДРГ устанавливать в зависимости от паровой нагрузки котла.


Рис. 5. График зависимости приведенной концентрации оксидов азота от нагрузки котла:
Уровень выбросов оксидов азота и бенз(а)пирена в атмосферу
Рис. 6. Уровень выбросов оксидов азота и бенз(а)пирена в атмосферу от котлов ТГМП-314 при сжигании мазута в зависимости от типа горелочного устройства:

□ - содержание ΝΟх; ■ - содержание бенз(а)пирена; горелки: 1 - ХФ ЦКБ - ВТИ; 2 - подовые; 3-с циклонными предтопками; 4 - ТКЗ - ВТИ котел ст. № 7 ТЭЦ-23

топливо мазут;
Режим работы котла на мазуте с охлаждением сопл вторичного дутья воздухом рекомендуется как временный, так как при коэффициенте избытка воздуха в режимном сечении 1,09 соотношение “топливо - воздух” в горелках несколько ниже стехиометрического (агор « 0,95), что диктует необходимость проверки содержания сероводорода, опасного в отношении коррозии, в пристенной области экранов топочной камеры.
В выбранных режимах оптимальный коэффициент избытка воздуха в режимном сечении в диапазоне нагрузок 902 - 750 т/ч равен 1,09, что соответствует расчетному значению на выходе из топки 1,05. При снижении нагрузкивозрастает и при D = 562 т/ч составляет 1,17.
На рис. 5 показан график зависимостив уходящих газах котла от нагрузки, построенный по результатам балансовых опытов при а™. Из рис. 5 видно, чтово всем проверенном диапазоне нагрузок меньше нормативного значения, равного 250 мг/м3. Так, на нагрузке 884 т/ч приведенная концентрация ΝΟх составила 216 мг/м3 (г = 6%, β = 7 н- 8%, а°"т = 1,09). Пересчет на номинальную нагрузку 980 т/ч дает концентрацию оксидов азота 246 мг/м3. Следует обратить внимание на то, что нормативная концентрация ΝΟх достигнута при r = 6%, т.е. в 3 раза меньше проектного значения. В балансовом опыте на нагрузке 902 т/ч с r- 9% приведенная концентрация ΝΟх была равна 199 мг/м3. В пересчете на номинальную нагрузку это составляет 220 мг/м3.
При сжигании мазута и газа КПД котла брутто, приведенный к условиям теплового расчета на реконструкцию, близок к проектному.
В целом можно констатировать, что рассматриваемая горелка конструкции ТКЗ - ВТИ с отдельным каналом для дымовых газов рециркуляции обеспечивает пониженную генерацию оксидов азота без применения технологических средств их подавления, а при использовании этих средств (ступенчатое сжигание и рециркуляция дымовых газов) обеспечивает получение приведенной концентрации ΝΟх менее нормативной.
В эксплуатационных режимах содержание бенз(а)пирена в уходящих газах котла не превышало при сжигании газа 63 нг/м3, при сжигании мазута и смеси топлива - 80 нг/м3. Число Бахараха было ниже требований [5].
Применение на котле горелок ТКЗ - ВТИ и комплекса мероприятий по подавлению образования оксидов азота не привело к ожидаемому повышению выброса в атмосферу бенз(а)пирена. Более того, даже при достижении максимального эффекта по снижению ΝΟх при сжигании мазута содержание бенз(а)пирена в продуктах сгорания в большинстве опытов находилось на уровне значений, полученных в опытах при сжигании природного газа, что свидетельствует о высокоэффективной организации топочных процессов в горелках данной конструкции.
На рис. 6 показаны результаты обобщения полученных данных и их сравнение с имеющимися результатами аналогичных испытаний, проведенных ВТИ и другими организациями на котлах ТГМП-314, оборудованных различными типами горелочных устройств [6, 7].

Из рис. 6 видно, что при сжигании мазута в топках с горелками ТКЗ - ХФ ЦКБ - ВТИ и подовыми горелками средний уровень выбросов ΝΟх в 600 - 650 мг/м3 обеспечивается при содержании бенз(а)пирена в уходящих газах 200 - 250 нг/м3, а с циклонными предтопками - 450 мг/м3 и 80 нг/м3 соответственно.
На исследованном котле удалось достигнуть снижения содержания оксидов азота в уходящих газах при сжигании мазута до 220 мг/м3 при выбросе бенз(а)пирена, равном 80 нг/м3.
Для оценки вклада выбросов котлов ТЭЦ в загрязнение атмосферного воздуха бенз(а)пиреном были проведены расчеты рассеивания по программе “Эколог”. Расчеты показали, что при обеспечении всеми котлами ТЭЦ выбросов бенз(а)пирена на уровне, достигнутом на котле ст. № 7, его содержание в приземном слое воздуха не превысит 0,05 ПДК (в пересчете на максимально-разовую), поэтому в соответствии с нормативными документами валовые выбросы бенз(а)пирена не подлежат учету и нормированию.
Температуры труб НРЧ исследуемого котла определялись вставками, установленными на фронтовой, задней и боковой стенах топки на отметках 8,5, 10 и 14 м. Схема расстановки вставок показана на рис. 1.
Проведенные испытания показали, что в рекомендованных эксплуатационных режимах на нагрузке, близкой к номинальной, температура металла труб НРЧ не превышает при работе котла на мазуте 490-510°С, на газе - 480-490°С. Полученные данные по температурному режиму НРЧ позволяют оценить его как надежный при работе котла с ДРГ.
Для обеспечения надежности горелочных устройств при отключении обоих ДРГ в каналы газов рециркуляции горелок вместо продуктов сгорания необходимо подавать воздух. В таких специально организованных режимах при сохранении неизменным положения шиберов на подводах воздуха к соплам вторичного дутья (δ = 15%, β = 7 -:- 8%) на мазуте отмечено повышение температуры металла всех контролируемых труб на 25 - 40°С. При этом наибольшие температуры фиксировались на боковых экранах и достигали 540°С. В рассматриваемых опытах при постоянном избытке воздуха изменяется скоростной режим в горелках, условия смесеобразования и аэродинамика факела, что, по всей вероятности, обусловливает более интенсивное выгорание мазута в нижней части топочной камеры.
Указанное не исключает, что при этом температуры металла труб НРЧ между верхним и нижним ярусами горелок могли возрасти еще больше. Последнее требует экспериментальной проверки. Для этого необходимо установить несколько температурных вставок на отметке 5,5 -6 м. Предложение целесообразно выполнить при испытаниях аналогичного котла ст. № 8.

Выводы

  1. В диапазоне проверенных нагрузок на газе (614 - 930 т/ч) и на мазуте (562 - 902 т/ч) в режиме ступенчатого сжигания и ограниченной по условиям работы КПП НД доле рециркуляции дымовых газов котел работает надежно, с выдерживанием номинальных параметров острого пара и пара промперегрева. Температура труб НРЧ в рекомендованных эксплуатационных режимах не превышает 490 - 510°С.
  2. Установленные на котле горелки конструкции ТКЗ - ВТИ без применения средств подавления обеспечивают пониженную генерацию оксидов азота, концентрация которых в продуктах сгорания на номинальной нагрузке при сжигании газа и мазута составляет соответственно 360 и 460 мг/м3, что почти в 2,5 - 3 раза меньше, чем на аналогичных котлах, оборудованных горелками других конструкций.
  3. При вводе в топку через горелки рециркуляции дымовых газов и организации двухступенчатого сжигания были достигнуты следующие значения выбросов оксидов азота:

на природном газе - 100 мг/м3 при аопт/эк = 1,08,
β = 32%,  r= 6 -:- 8%; на мазуте - 220 мг/м3, при аопт/эк = 1,09,
β = 7   8%, r = 9%, что ниже требований [8].

  1. В диапазоне нагрузок 750 - 900 т/ч на мазуте и 850 - 930 т/ч на газе оптимальный коэффициент избытка воздуха в рассечке водяного экономайзера составляет соответственно 1,09 и 1,08, что близко к расчетному значению.
  2. В эксплуатационных режимах содержание бенз(а)пирена в уходящих газах котла не превышало: 63 нг/м3 при сжигании газа и 80 нг/м3 при сжигании мазута. Число Бахараха было ниже требований [5].

При обеспечении котлами ТЭЦ валовых выбросов бенз(а)пирена, достигнутом на котле ст. № 7, его содержание в приземном слое воздуха не превысит 0,05 ПДК (в пересчете на максимальноразовую), поэтому в соответствии с нормативными документами выбросы бенз(а)пирена не подлежат учету и нормированию.

  1. Для перевода котла на расчетный топочный режим целесообразно выполнить в полном объеме реконструкцию КПП НД, увеличить поверхность экономайзера и сечение перемычек, подводящих газы рециркуляции к распределительным коллекторам сопл вторичного дутья.

Список литературы

  1. Трембовля В. И., Фингер Е. Д., Авдеева А. А. Теплотехнические испытания котельных установок. М.: Энергоатомиздат, 1991.
  2. Методические указания по проведению режимно-наладочных испытаний паровых и водогрейных котлов электростанций, работающих на газообразном, жидком и пылевидном топливе. М.: Мосэнергоналадка, 1991.
  3. Методика выполнения измерений массовой концентрации бенз(а)пирена в выбросах топливопотребляющих агрегатов. Санкт-Петербург, АО ВАМИ.
  4. РД 34.02.304-95. Методические указания по расчету выбросов оксидов азота с дымовыми газами котлов тепловых электростанций. М., 1996.
  5. ГОСТ 27824-88. Горелки промышленные на жидком топливе. Общие технические требования.
  6. Галас И. В., Морозов О. В., Усман Ю. М. Влияние эмульгирования мазута на выбросы вредных веществ. - Энергоснабжение и водоподготовка, 2000, № 3.
  7. Влияние конструкций и компоновки горелок на содержание вредных веществ в дымовых газах / Горбаненко А. Д., Аничков С. Н., Усман Ю. М. и др. - Теплоэнергетика, 1982, №4.
  8. ГОСТ Р 50831-95. Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования.
 
« Результаты внедрения разработок по повышению эффективности золоулавливания   Результаты испытаний патронного фильтра »
электрические сети