Стартовая >> Архив >> Генерация >> Применение фторсодержащих ПАВ для повышения надежности работы турбоагрегатов

Применение фторсодержащих ПАВ для повышения надежности работы турбоагрегатов

Оглавление
Применение фторсодержащих ПАВ для повышения надежности работы турбоагрегатов
Устранение нарушений процесса теплового расширения цилиндров турбин, повышение надежности работы механизма парораспределения

Мурманский Б. Е., Бухман Г. Д., Мительман Μ. М., Зайцев В. А.

В последние годы в различных отраслях промышленности находят широкое применение композиции фторсодержащих поверхностно-активных веществ (ФПАВ) [1,2].
В результате обработки фторсодержащее поверхностно-активное вещество адсорбируется поверхностью и образует на ней тонкий слой толщиной 30 - 50 А, который снижает поверхностную энергию в 1000 раз (с 3000 - 5000 до 4 - 6 мН/м). Полученное покрытие обладает высокой (до 400°С) термической стабильностью и выдерживает значительные удельные нагрузки (до 300 кгс/мм2). ФПАВ используются для обработки твердых как металлических, так и неметаллических поверхностей с целью их упрочнения, придания антикоррозионных, антифрикционных свойств для увеличения ресурса и повышения надежности работы узлов и агрегатов. В зависимости от состава и концентрации растворов ФПАВ возможно придание тех или иных требуемых свойств обрабатываемым поверхностям:
снижение поверхностного натяжения, что приводит к приобретению поверхностями водо- и маслоотталкивающих свойств и исключает смачивание углеводородными маслами;
существенное повышение износостойкости режущего инструмента и технологической оснастки различного назначения;
значительное снижение коэффициента трения и момента трогания покоя, в результате чего незначительно нагруженные подшипники качения могут работать без смазки, что особенно важно при высоких температурах, ведущих к пригоранию консистентной смазки.
В течение последних 5 лет в АО Свердловэнерго выполнен комплекс исследовательских работ по опытному применению ФПАВ с целью повышения надежности работы ряда узлов турбоагрегатов и вспомогательного оборудования, в том числе: снижение протечек масла из подшипников; устранение нарушений процесса нормального теплового расширения цилиндров турбин;
повышение надежности работы механизма парораспределения.

Снижение протечек масла из подшипников.

Как показано в [3], 25% отказов турбин происходит из-за повреждений подшипников, при этом 13% повреждений опорных подшипников и 12% повреждений упорно-опорных подшипников сопровождаются течами масла, которые ведут к его потерям, повышению пожароопасности, промасливанию фундаментов и, как следствие, их повреждению и др.
На ряде станций АО ЛМЗ опробовало технологию снижения протечек масла за счет использования покрытий, обладающих олеофобными свойствами и являющихся одним из вариантов композиций фторсодержащих поверхностно-активных веществ. Применение этой технологии дало хорошие результаты.
Свердловэнерго совместно с рядом научно-исследовательских организаций провели работу по подбору состава, обладающего способностью изменять поверхностную энергию таким образом, что ранее создававшаяся на поверхности стойкая масляная пленка преобразуется в отдельные капли, которые под действием центробежной силы отрываются от поверхности в зону уплотнений, не попадая по валу за пределы подшипника. Состав содержит раствор фторсодержащих поверхностноактивных веществ на основе эпилама в специально подобранных растворителях.
Покрытие по достаточно простой технологии наносится на участки вала в зоне масляных уплотнений. Как показывает накопленный авторами опыт, для обработки всех шеек валопровода турбины типа К-500-240 достаточно 8 ч.
В ряде случаев устранение протечек эпиламирующим составом оказывается единственным эффективным мероприятием, возможным к применению в межремонтный период. Так, на одной из турбин появившуюся вскоре после пуска агрегата из капитального ремонта течь масла не удавалось устранить многократными переборками масляных уплотнений. После обработки эпиламирующим составом течь прекратилась и не наблюдается уже более 3 лет.
На турбинах типа К-300-240 ХТЗ и К-500-240 ХТЗ, имеющих встроенные подшипники ЧНД, наблюдается попадание масла в конденсат отсоса пара из уплотнений ЧНД. При этом содержание масла значительно превышает разрешенную норму 0,1 мкг/л, что приводит к большим потерям конденсата. После обработки поверхности ротора эпиламирующим раствором содержание масла в конденсате снизилось до 0,02 мкг/л, что значительно ниже нормы.
К настоящему времени в Свердловэнерго по описанной технологии для устранения протечек масла были обработаны эпиламирующим раствором роторы более 15 турбин различной мощности, а также роторы вспомогательного оборудования (дымососа и воздуходувки котла, питательных турбо- и электронасосов и др.).



 
« Применение парокислородной очистки и консервации проточных частей паровых турбин   Проблемы электрических машин на сессии СИГРЭ 2000 г »
электрические сети