Стартовая >> Архив >> Генерация >> Применение фторсодержащих ПАВ для повышения надежности работы турбоагрегатов

Устранение нарушений процесса теплового расширения цилиндров турбин, повышение надежности работы механизма парораспределения - Применение фторсодержащих ПАВ для повышения надежности работы турбоагрегатов

Оглавление
Применение фторсодержащих ПАВ для повышения надежности работы турбоагрегатов
Устранение нарушений процесса теплового расширения цилиндров турбин, повышение надежности работы механизма парораспределения

Устранение нарушений процесса нормального теплового расширения цилиндров турбин.

Для нормализации тепловых расширений цилиндров турбин, в соответствии с [4, 5], рекомендовано на поверхностях скольжения опор применять металлофторопластовую ленту (МФЛ), а на поперечных шпонках опорных лап цилиндров турбин и вертикальных шпонках цилиндров - гальванопокрытия на основе серебра - двуокиси рения.
Харьковское ЦКБ Энергопрогресс совместно с Харьковским государственным автомобильно-дорожным институтом провели лабораторные испытания по применению покрытия поверхностей скольжения опор ФПАВ на основе эпилама - “Сорбис-0,5”. Испытания показали, что покрытия более эффективны, чем металлофторопластовая лента и гальванопокрытия на основе серебра - двуокиси рения, и обеспечивают гарантированную суммарную длину “пробега” контактных поверхностей, соответствующую максимальному “пробегу” опор турбин за 30 лет эксплуатации при расчетных удельных нагрузках.
Свердловэнерго выполнило экспериментальное покрытие поверхности скольжения и продольных шпонок опоры № 1 турбоагрегата К-300-240 ХТЗ ст. № 4 Рефтинской ГРЭС с целью упрочнения и придания им антифрикционных свойств эпиламирующим раствором, аналогичным по своим свойствам раствору ЦКБ Энергопрогресс. Для обработки была разработана специальная технология.
Покрытие ФПАВ наносилось на чугунную раму, а стальная поверхность скольжения корпуса подшипника не обрабатывалась. По данным испытаний Харьковского ЦКБ в такой паре трения (подвижный элемент - Ст.3 без покрытия, а неподвижный элемент - чугун с покрытием ФПАВ) обеспечивается оптимальный эффект перемещения деталей, проходящий без задиров и заеданий со значительным уменьшением коэффициента трения.
Пуск турбины после капитального ремонта и последующая эксплуатация показали, что тепловые расширения цилиндра происходят равномерно (без скачков).
ЦКБ Энергопрогресс в 2001 г. также выполнило покрытие скользящих поверхностей и шпоночных соединений опор № 1, 2 турбин К-300-240 ЛМЗ и ПТ-60-90 ЛМЗ. На обеих турбинах получены положительные результаты.
Для окончательных выводов об эффективности покрытия необходимо наблюдение за тепловыми расширениями обработанных турбин в процессе длительной эксплуатации.

Повышение надежности работы механизма парораспределения.

Большинство отказов турбин Т-100-130 ТМЗ и ее модификаций вызвано повреждениями механизма парораспределения. Наиболее распространенная причина этих отказов - заклинивание кулачкового вала из-за разрушения сепаратора роликового подшипника. Как показал анализ отказов этого узла, разрушение сепаратора роликового подшипника происходит из-за нарушений работы подшипника вследствие пригара смазки.
Для упрочнения поверхности, придания ей антикоррозионных и антифрикционных свойств с целью отказа от применения консистентных смазок в роликовых подшипниках механизма парораспределения была разработана специальная технология, обеспечивающая полную обработку сепаратора и роликов подшипника. По этой технологии был обработан опытный комплект из шести подшипников и установлен на турбоагрегате Т-100-130 Среднеуральской ГРЭС. После 1 года эксплуатации турбоагрегата была выполнена ревизия, показавшая хорошее состояние подшипников. К настоящему времени обработанные подшипники отработали без замечаний более 1,5 лет, в то время как аналогичные подшипники без обработки работали не более 6-8 мес.

Вывод

Комплекс работ, выполненных в АО Свердловэнерго, показал, что применение фторсодержащих поверхностно-активных веществ позволяет повысить надежность эксплуатации узлов и агрегатов: снизить протечки масла из подшипников, устранить нарушения процесса нормального теплового расширения цилиндров турбин, устранить причины повреждений подшипников качения, связанные с выгоранием смазки и коррозией поверхностей качения. В дальнейшем возможно применение ФПАВ для решения и других проблем энергооборудования.

Список литературы

  1. Полевой С. Н., Евдокимов В. Д. Упрочнение металлов: Справочник. М.: Машиностроение, 1986.
  2. Материалы типа “эпилам” для влагозащиты микросборок и узлов на печатных платах / Синюгина Л. А., Белов Е. Н., Комлевский А. В. и др. - Технологии, оборудование, материалы (Приложение к журналу “Экономика и производство”), 1999, №7.
  3. Анализ повреждаемости роторов, подшипников и систем маслоснабжения паровых турбин / Мурманский Б. Е., Плотников Π. Н., Руденко А. С., Демшин В. И. - В сб.: Совершенствование турбин и турбинного оборудования. Екатеринбург, 2000.
  4. РД 34-30-506-90. Методические указания по нормализации тепловых расширений паровых турбин тепловых электростанций.
  5. Применение твердосмазочных покрытий для нормализации температурных расширений цилиндров паровых турбин/ Дон Э. А., Михайлова А. Н., Складчиков В. П. и др. - Энергетик, 1997, № 11.


 
« Применение парокислородной очистки и консервации проточных частей паровых турбин   Проблемы электрических машин на сессии СИГРЭ 2000 г »
электрические сети