Стартовая >> Архив >> Генерация >> Опыт разработки и применения на ГЭС электронных инструкций

Контрольная часть - Опыт разработки и применения на ГЭС электронных инструкций

Оглавление
Опыт разработки и применения на ГЭС электронных инструкций
Режимы эксплуатации
Контрольная часть

На данном этапе разработчики ЭлИн не предусматривают использование вопросов со свободным ответом обучаемого, так как для анализа таких ответов необходимы методы “искусственного интеллекта”. Вопросы должны требовать от человека выбора правильного ответа из предлагаемых альтернатив.


Рис. 7. Вопрос-задание на блок-схеме

Рис. 8. Восполнение пропусков в тексте

Число альтернатив может ограничиваться двумя (варианты ответа “да” или “нет”), может содержать несколько возможностей и может, наконец, составлять целое поле (линейку) значений, на котором работник находит единственное значение. Рассмотрим каждый из типов вопросов.
Вопрос с двумя альтернативными вариантами ответа. Пример такого вопроса показан на рис. 3. Как видим, малое число альтернатив позволяет работнику угадать правильный ответ, что снижает ценность данного типа вопросов.
Вопрос с несколькими альтернативными вариантами ответа. Пример такого вопроса показан на рис. 4. Здесь один вариант ответа является правильным, а остальные - возможными (вероятными), правдоподобными. Если от испытуемого требуется выбрать определенное число, то другие числа, кроме правильного, должны также иметь смысл в данной ситуации. Нужно избегать включения в число альтернатив неправдоподобных, заранее ложных вариантов. Испытуемый не должен подозревать ЭлИн в глупости.
Выбор на поле возможностей. Широко используется выбор на линейке значений, когда предлагается линейка значений и требуется указать точное значение интересующей величины в данной ситуации. Пример такого вопроса показан на рис. 5. Необходимо подвести бегунок к правильному значению и “щелкнуть” мышью. На рис. 5 это значение условно указано, а в действительности испытуемый должен определить его. Отметим, что выбор диапазона, охваченного линейкой значений, не должен подсказывать работнику правильный ответ.
Вопросы с ответами на линейке значений целесообразно ставить, когда дело касается геометрических размеров, массы, а также эксплуатационных параметров (уровней, температур, давлений, напряжений, интервалов времени). Одним из вариантов выбора на линейке значений является приведение графика изменения параметра во времени и требование указать такое значение на этом графике (рис. 6).
В качестве поля возможностей может также выступать сопоставительная диаграмма с пропуском одного столбика. Соответствующий вопрос: “Укажите, пожалуйста, значение пропущенной величины”. В гистограмме одно из значений может быть практически невозможным, вопрос: “Укажите, пожалуйста, где допущена ошибка и каково правильное значение величины?”.
Роль “поля возможностей” может выполнять также таблица значений с пропусками или другой материал пособия. Конечно, указание на поле значения ограничивает набор возможных ответов, подсказывает испытуемому, упрощает задачу. Но не следует забывать возможности ограничения времени ответа, которое указывается в связи с каждым вопросом.
Наконец, отметим использование в качестве поля возможностей мнемонической схемы. Вопрос-требование может состоять в том, чтобы ликвидировать ошибочное соединение на схеме или установить на ней нужный элемент в нужном месте.
Широко используются вопросы в связи с блок- схемой действий или дерева решений. Эти методы описаны в [2]. Они находят все более широкое применение на электростанциях и подстанциях. В данном случае эти схемы используются в качестве поля возможностей для постановки вопросов. Конечно, предполагается, что предварительно работник изучил соответствующую схему или дерево.
На рис. 7 показан такой вопрос-задание. Схема, изображенная слева, не имеет надписей (“слепая”), в правой части кадра приведены восполняющие тексты. Цель испытуемого - поместить тексты в правильные места на схеме.
Возможны другие варианты подобных заданий: тексты, кроме одного, находятся в схеме, необходимо заполнить пропуск; на правой части наряду с реальными альтернативными указаны ложные варианты, нужно не обращать внимания на помехи.
Вопросы с восполнением пропусков в тексте подразумевают ответ с помощью клавиатуры, чего по возможности надо избегать, ограничиваясь в качестве средства общения испытуемого с компьютером “мышью”. Если, однако, использовать клавиатуру, то испытуемый может “впечатывать” в заранее подготовленный текст любые требуемые от него фрагменты, чаще всего, числа или слова.
Такой способ проверки знаний чрезвычайно расширяет возможности составителя вопросов. Пример показан на рис. 8.
Требования к компьютеру. ЭлИн строятся максимально дружественными к пользователю. Не нужно требовать от машиниста гидравлической турбины серьезной компьютерной грамотности.
Требования к вычислительному оборудованию и программному обеспечению следует предъявлять с учетом реального уровня компьютеризации энергетических объектов. Это персональные компьютеры класса Pentium I.
Основным устройством взаимодействия с компьютером предполагается “мышь”. Возможно также использование стандартной клавиатуры, однако его максимально ограничивают, что позволяет сделать работу обучаемого максимально однородной.
Что касается программного обеспечения, то используется операционная система Windows, причем, пригодна любая ее модификация, начиная с Windows 95.
Инструменты разработчика ЭлИн содержат дополнительно пакеты Delphi, Microsoft Office, а также графический пакет Corel Draw. ЭлИн занимает 8-10 Мб памяти, дистрибутив поставляется на одной - трех дискетах емкостью 1,44 Мб.

Список литературы

  1. Чачко А. Г Электронные инструкции - инструмент повышения качества эксплуатации энергопредприятий. - Электрические станции, 1997, № 11.
  2. Чачко А. Г. Подготовка операторов энергоблоков. Алгоритмический подход. М: Энергоатомиздат, 1986.


 
« Опыт проектирования энергетической опытно-промышленной ГТУ   Опыт разработки фильтрационно-селективного водозабора »
электрические сети